ОДИССЕЯ СОЗНАНИЯ
ВЫСТАВКА ТРЕНТА ПАРКА НА ВИНЗАВОДЕ
© Юрий Гавриленко
22 сентября, 2007 - 4 ноября, 2007, в Москве в галерее Gallery.Photographer.ru «Центра современного искусства ВИНЗАВОД» прошла выставка известного австралийского фотографа Трента Парка (Trent Parke). Настоящий текст представляет собой расширенную запись выступления в галерее 21 октября 2007. |
Экспозиция австралийского фотографа Трента Парка, члена международного фотоагентства "Магнум", включает около 30 работ, выполненных в 1998—2004 гг. Представлены фотографии из двух серий: «Dream Life & Beyond» и «Minutes to Midnight». Уже из названий серии следует, что тема фотографий Трента Парка — пограничные состояния между сном и бодрствованием, днем и ночью, реальным и ирреальным.
Каким же образом сновидение находит свой образ на фотографии? Как фотограф может отобразить сновидение, то есть то, что по своей природе относится к сфере воображаемого и не может быть запечатлено камерой?Прямая дорога ведет от текстов Зигмунда Фрейда к коллажам дадаистов и сюрреалистов. Открытие коллажа в живописи и поэзии как художественного метода произошло под влиянием исследований Фрейда о сне. Художник Макс Эрнст и поэт Алексей Крученых в своей творческой работе прямо опирались на исследования Фрейда, которыми были им достаточно известны.
Для Макса Эрнста коллаж — это соединение разнородных изобразительных элементов, порождающее у зрителя галлюцинаторный эффект, сходный с воздействием сновидения.
«абсурдность их [элементов различной изобразительной природы] объединения вдруг до предела обострила, словно бы в кошмарной галлюцинации, фантастическую цепочку противоречивых образов», — вспоминал М. Эрнст.
Пространство коллажа Макса Эрнста «Дада-Гоген» (1920) из коллекции Фултона алогично. Средний человек-манекен (стоящий рядом с гипертрофированным слуховым каналом) находится перед полоской черно-белого орнамента. Позади неё - матка с фигурой человека внутри. Следовательно, центральный манекен ближе к зрителю, чем правый. Женский орган пронзен иглой или спицей, часть которой расположена перед человеком в центре. Возникает пространственная коллизия: понятия «ближе» и «дальше» теряют смысл в коллаже. Также верно, что образ человека в работах Макса Эрнста редуцирован к простому иконическому знаку человека. |
Что же характеризует пространство коллажа в живописи?
Это — игра масштабов, фрагментированность предметов, парадоксальность совмещения планов, немотивированность выделения отдельных элементов, стилистический разнобой.
Работы Трента Парка не являясь коллажами по технике исполнения (в том смысле, что все наложения принадлежат самой фотографируемой реальности, а не представляют собой апостериорный монтаж), тем не менее, являются коллажами по характеру изображения пространства.
Точнее можно сказать, что снимки Парка репрезентируют коллажное пространство в аутентичной фотографии.
Метод Трента Парка — редукция перспективного пространства реальной фотографии к пространственным схемам коллажа.
Пример 1. Фотография Трента Парка «Оперный театр». Между крупным планом женского лица справа и мелкими фигурами на крыше здания нет никакого пространства: черное поле, разделяющее два плана, не более, чем символ дистанции, — так сказать, пространственная цезура. |
Пример 2. Фотография, размещенная в экспозиции за витриной зала: крупный план лица ребенка поверх уличной сценки. Это наложение реальности и отражения реальности (по всей видимости, в стекле), — стандартная для коллажа схема. Вот и другой аналогичный пример из серии «Dream Life & Beyond» с сайта «Магнум», но не вошедший в московскую экспозицию. |
Пример 3. Регулярное поле снимка разделено пополам: в левой светлой части видна мужская фигура, в правой темной половинке также расположена маленькая фигура идущего человека, однако последний может находиться только ближе к зрителю, чем человек слева. |
Пример 4. Экспонируемая на выставке фотография с «уходящей» старушкой. На переднем плане кадра в нерезкой зоне светлая фигура пожилой дамы, за ней — застывшие в напряженных позах прохожие, все промежутки между которыми заполнены черным вакуумом. Создается впечатление, что за спиной старушки не реальность, а плакат, коллаж, объединяющий человеческие фигуры, «выдернутые» из пространственного окружения. Размытая оптикой фигура пожилой женщины кажется реальнее четких людей на втором плане. Сходную структуру пространства представляет фотография вереницы идущих людей, погруженных во мрак. |
|
Сходное «пустое» пространство заполняет коллажи Александра Родченко к поэме В. Маяковского «Про это»: люди как бы подвешены в пустоте. Пространство сводится к цезуре между объектами. |
Таким образом, фотографии Трента Парка Практически все характеристические черты сновидений, указанные З. Фрейдом в работах о сновидениях, Трент Парк творчески использует в фотографии.
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
«Сновидение есть прежде всего некая история, и мы испытываем к ней страстный интерес, подобный тому, который испытываем при чтении романа. Оно испытывается как вымысел… Однако это особый «околдовывающий» вымысел: сознание оказывается связанным»,— утверждал Жан-Поль Сартр.
В серии фотографий Трента Парка реальность, послужившая основой снимков, — реальность, редуцированная к случайными осколками и разрушенная неожиданными сближениями предметов, — оказывается запрятанной так глубоко, что зритель ощущает себя пребывающим в ирреальном пространстве сновидения. От снимка к снимку сон разворачивает перед зрителем одну за другой картину, и конец этому действу наступает лишь за порогом экспозиции.
«Фактически природа сновидения состоит в том, что реальность повсеместно ускользает от сознания, которое вновь и вновь пытается ее схватить; все усилия сознания, вопреки его намерениям, ведут к порождению воображаемого. Сновидение — это вовсе не вымысел, принимаемый за реальность, это одиссея сознания, которое само и вопреки самому себе обречено конституировать один лишь ирреальный мир».
Фотографии Трента Парка размещены на сайте «Magmum»: http://www.magnumphotos.com/
© Trent Parke
Ни одна часть настоящего текста не может быть воспроизведена в печати, СМИ, устных выступлениях или интернете без разрешения автора - © Ю. Гавриленко
24-31 октября 2007 г